17.01.2024, 17:46 183666

Взаимные инвестиции внутри Евразии становятся главным двигателем развития

Взаимные инвестиции внутри Евразии становятся главным двигателем развития
Фото: kabar.kg
В Евразийском регионе значительно увеличивается портфель прямых инвестиций между дружественными государствами. Об этом говорится в специальном докладе аналитической группы Евразийского банка развития (ЕАБР). Данные мониторинга, проведенного экспертами ЕАБР, указывают на то, что в 12 странах нашего континента повышается экономическая активность между соседями и интерес к проектам, которые страны могут реализовать в кооперации между собой, сообщает "Кабар".

Речь не только о ЕАЭС, где экономики стран демонстрируют устойчивый рост, но и о постоянно растущем числе партнеров. От Китая, где инициатива "Один пояс, один путь" в сопряжении с интересами Евразийского союза рассматривается как возрождение Великого шелкового пути, до Ирана, который, несмотря на многолетние санкции, достиг достаточно высокого уровня технологического развития, имеет очень крепкую и емкую экономику и выход к оживленным морским путям.

То есть в Евразийском регионе достаточно внутренних резервов и ресурсов для осуществления крупных инфраструктурных проектов. Как отмечают эксперты, это снижает зависимость государств от глобальных финансовых структур, где далеко не каждая инициатива находит поддержку, деньги не всегда выделяются в необходимом объеме, и, конечно, впрочем, как и везде, существует бюрократия.

Например, нам в условиях маловодья срочно нужны финансы на строительство "Камбар-Ата-1". За два десятилетия международные доноры нам выделили несколько миллионов только на подготовку ТЭО. Такими темпами мы еще через 20 лет ничего не построим. Поэтому очень правильно, что Кыргызстан создал консорциум с Узбекистаном и Казахстаном для возведения большой и крупной гидростанции. Так дело пойдет быстрее, будет проще изыскать резервы и в сотрудничестве с ближайшими соседями управлять этим стратегическим водно-энергетическим объектом.

То же самое по проекту строительства железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан. Эта транспортная артерия становится важной составляющей на возрождаемом Шелковом пути. Это часть транспортного каркаса Евразии, поэтому и строить ее мы должны только в связке с ближайшими партнерами и соседями. Это главная гарантия осуществления этого глобального для Кыргызстана проекта", - отмечает системный аналитик Бактыбек Саипбаев.


Как подсчитали аналитики Евразийского банка развития, общий объем накопленных взаимных прямых инвестиций в Евразийском регионе за полтора года увеличился почти на 10%, достигнув 48,8 млрд долларов США.

Как отмечает руководитель направления дирекции по аналитической работе ЕАБР Антон Малахов, рост прямых взаимных инвестиций в 12 государствах евразийского пространства обусловлен тремя ключевыми факторами.

Во-первых, "эффект соседства". Доля стран ЕАЭС во взаимных инвестициях региона продолжает увеличиваться. Она составила 57,6% к концу I полугодия 2023 года против 54,8% на начало 2022 года.

Во-вторых, динамичный рост в обрабатывающей промышленности. Ее доля в общем объеме взаимных инвестиций выросла с 2016 года с 6% до 18%.

В-третьих, повышение привлекательности для инвестиций транспортно-логистического сектора, роль которого усиливается вследствие роста объемов торговли и переориентации товарных потоков в Евразии, подытожил Антон Малахов.

Бактыбек Саипбаев считает, что эти процессы имеют эволюционное свойство и они заметно ускоряются ввиду глобальных изменений архитектуры и мировой экономики и глобальной логистики.

Евразия выстраивает новый транспортный каркас. Экономически этот регион более чем самодостаточен: у нас есть все для того, чтобы наши страны и народы были обеспечены всем необходимым - от продуктов сельского хозяйства и животноводства до полезных ископаемых, от нефти до редкоземельных металлов. Естественно, что в сотрудничестве с ближайшими соседями мы можем уверенно развиваться, и такая кооперация повысит благосостояние наших народов. Для этого и встраивается новой транспортный каркас Евразии. Поэтому проекты строительства железных и автомобильных дорог, логистических центров, грузовых терминалов, объектов энергетической инфраструктуры и привлекают внимание инвесторов. На мой взгляд, в этом направлении все будет идти по нарастающей. Удобная и понятная модель экономической интеграции, такая как в ЕАЭС, способствует региональному развитию и сближению", - заключил Бактыбек Саипбаев.


И еще эксперты обращают внимание на тот факт, что страны Евразийского экономического союза спокойно преодолели международный логистический кризис и даже не заметили кризисные явления и спад экономик, случившихся в ряде западных стран. Это указывает на то, что Евразийский регион уверенно адаптируется к новым реалиям, вызванными глобальными трансформациями.

Источник: ИАЦ "Кабар", Кирилл Степанюк
     
Указанная точка зрения в информационных материалах может не совпадать с точкой зрения редакции информационного агентства Kazakhstan Today
 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог, которой поступает в местный бюджет и затем расходуется из общего объема поступлений на различные приоритетные нужды, а не на содержание дорог. При этом граждане РК регулярно жалуются на качество дорожного покрытия. Считаете ли вы, что транспортный налог должен использоваться строго по назначению и должна предоставляться по нему отчетность в открытом доступе?